Неприкаянная душа
Анна Лидия Вега Серова
(Перевод студентов института Сервантес)
Ленинград, а нынче Санкт-Петербург, это город мостов. Построить этот город было решением Петра, царя-первопроходца, Первого в своем роде. Он приказала строить город на болоте и состричь бороду всем своим подданным. Он хотел в России прорубить окно в Европу и приказал стричь бороды, говорить по-французски и строить столицу на болоте, чтобы она стала выходом в Европу. Ленинград – город величественный и серый, с седым великодушием, с волшебным ароматом старины. Ленинград пахнет сырой древесиной, холодным потом и каким-то старинным сумасбродством, музейной затхлостью. Ленинград – город музеев и сумасшедших, морей, парков и белых ночей, населенный брошенными стариками, художниками, моряками в отставке, влюбленными и покинутыми женщинами.
(Перевод студентов института Сервантес)
Ленинград, а нынче Санкт-Петербург, это город мостов. Построить этот город было решением Петра, царя-первопроходца, Первого в своем роде. Он приказала строить город на болоте и состричь бороду всем своим подданным. Он хотел в России прорубить окно в Европу и приказал стричь бороды, говорить по-французски и строить столицу на болоте, чтобы она стала выходом в Европу. Ленинград – город величественный и серый, с седым великодушием, с волшебным ароматом старины. Ленинград пахнет сырой древесиной, холодным потом и каким-то старинным сумасбродством, музейной затхлостью. Ленинград – город музеев и сумасшедших, морей, парков и белых ночей, населенный брошенными стариками, художниками, моряками в отставке, влюбленными и покинутыми женщинами.
Она была одинока, очень молода и романтична. Она любила трагические
фильмы со счастливым концом и сладкие вина. Ей нравилось прогуливаться по
Ленинграду без какой-либо определенной цели, останавливаться на середине моста,
смотреть на черную воду Невы, где светились и переливались таинственные фигуры там,
где отражались огни города. Она была юна, чиста и очень счастлива, хотя сама
так и не считала. От этого она плакала по ночам, уткнувшись лицом в подушку и
прося Бога – очень особенного своего Бога - чтобы он изменил ее судьбу. Она
ожидала от жизни сильных ощущений, больших страстей, изменений и еще раз
изменений. Она была молоденькой обычной девушкой, она была моей матерью, хотя
тогда об этом и не подозревала.
Однажды в университетской столовой она заметила, что какой-то
юноша на нее очень внимательно смотрит. Или, возможно, кто-то из ее друзей на
это обратил внимание и сказал ей: «Смотри, как он на тебя пялится» …
Я уверена, что внутри нее все перевернулось тогда. Было ли
это предчувствие? В любом случае, прошло много времени, а они все смотрели друг
на друга издалека: он – довольно настойчиво и открыто, она – украдкой,
вскользь, незаметно. Было ли ей страшно? Несомненно, она боялась. Он не был
обычным парнем, по крайней мере, для нее. Он был темнокожим.
В темноте, по ночам она надеялась встретить его, где бы он
ни был, затерять его среди теней и понять, что он рядом. Мужчина с темной
кожей, как поэт ее подростковых грез, как ее поэт. (Вскоре она поняла, что он
был мулатом, достаточно светлым, кстати; таким же, как и Пушкин).
Она перечитала три тома в старом переплете, шевеля своими
тонкими губами:
Не пой,
красавица, при мне
Ты песен
Грузии печальной:
Напоминают
мне оне
Другую жизнь
и берег дальний.
Увы!
напоминают мне
Твои
жестокие напевы
И степь, и
ночь - и при луне
Черты
далёкой, бедной девы.
Остальное пронеслось головокружительным
вихрем. Ему надоело смотреть на нее издалека, и он к ней стремительно
приблизился и на ломаном русском предложил ей выйти за него замуж. Она
согласилась почти автоматически. Были белые ночи, бессонные, когда и днем и
ночью светло, и влюбленные заполняют мосты города-окна. На этот раз окно
открылось уже за пределы Европы.
В ту ночь они танцевали, и все было
прекрасно: он хорошо танцевал, она позволяла себя вести, после чего в парке с
березами он ее поцеловал. Он ее целовал, и она позволяла себя вести. Его звали
Педро и он был царем. Ее Царем. У него была темная кожа, крупные и нежные губы,
зеленые глаза, очень длинные ресницы и от него экзотически веяло ароматом «далекого
берега». «Пушкин» - призналась она себе.
На следующую ночь, такую же светлую, как и
предыдущая, она принесла на свидание с ним первым том стихов своего Поэта.
Когда он прочитала последнюю поэму последнего тома, они поженились. Я видела
фотографию: она такая светлая и одетая в белое и он, темный, в черном костюме,
и они чинно целуются.
Ровно через девять месяцев родилась я.
Был февраль, последний день зимы, и рассказывают, что был
ужасный мороз. Замерзшие ветви деревьев разбивались от ветра, метель слепила
глаза, как густой и враждебный туман.
На улицах никого не было, ни машин, ни прохожих, кафе были
пусты. Но Педро не чувствовал жгучих хрусталиков снега, которые впивались в его
глаза, щеки и губы. Он вспотел, обнимая охапку гвоздик, как тонущий обнимает ту
доску, которая не позволит ему уйти на дно.
В конце концов, сердобольная медсестра приоткрыла ему дверь,
накрывшись пуховым платком, и пустила вместе с ним ледяной порыв ветра, который
прихватил с собой целую пригоршню снега.
- Это девочка, она замечательная, обе чувствуют себя
прекрасно, идите, отдохните, цветы мы не принимаем,- сказала она скороговоркой
и тут же захлопнула дверь.
Слезы мгновенно застыли на его ресницах, каждая слеза
мгновенно превратилась в снежинку.
Это был мой отец. Он уже знал об этом.
Когда я пошла в школу, я обнаружила, что быть русской очень
выгодно. Все мальчики хотели со мной дружить, Дружить с мальчиком означало, что
он носил мой портфель, сидел со мной за одной партой и давал списывать домашнее
задание в обмен на поцелуй в щеку при встрече и при расставании.
Я ввела новое правило, они должны были носить тоже портфель
Малены, позволять ей списывать и терпеть ее присутствие рядом со мной. Правда,
целовать ей их было не обязательно, целовалась только я.
Так у нас было несколько «женихов», всегда на двоих. Малене
не приходило в голову завести себе отдельного поклонника, да и я бы не
позволила ей этого, если бы вдруг она захотела. Она ни с кем, кроме меня, не
дружила.
Прямо в нашем доме
был кукольный театр, и иногда мы ходили на представление. Обычно перед
спектаклем актеры играли с детьми, нам предлагали спеть или прочесть
стихотворение. Я знала много русских песен и всегда пользовалась любой
возможностью выделиться.
Актеры уже знали меня и, уже учась в школе, я часто заходила
к ним просто так, поболтать обо всем. Мне казалось, что я скоро смогу быть как
они, я уже чувствовала себя почти на их уровне. В конце они всегда просили меня
спеть «Очи черные» или «Катюшу», и я с удовольствием подхватывала эти песни
своим слабым и не очень музыкальным голоском.
Актеры аплодировали, а меня переполняла гордость. Я была
уверена, что когда вырасту, поступлю в их труппу, и, конечно же, всегда буду
выступать только в главных ролях.
У меня очень мало воспоминаний
о родителях в тот период. Они кажутся мне чужими в памяти, несмотря на то, что в
качестве родителей вели себя очень трогательно и были добры ко мне. Меня водили
на прогулки каждые выходные, и, иногда, в особые вечера, на балет. Балет
завораживал меня. Я смотрела на сцену, где летали эти бесплотные создания, и не
понимала, почему я нахожусь здесь, в ряду зрителей, в то время как мое место
среди них, среди магии света и музыки. Дома я накладывала толстый слой талька
на себя и на Малену (балерины были такие бледные), мы обматывались слоями
москитной сетки и кружевами и пытались летать.
Малена, которая никогда не
ходила в театр, не совсем отчетливо понимала, что я хотела от нее, да и я сама
не имела ничего общего с теми бесплотными созданиями. Уже тогда я была толстой,
ходила с металлическими аппаратами на
ногах, которые крепились ремешками и должны были исправить непонятно какой
ортопедический дефект, и в очках. Единственное, чего не хватало мне, были
брекеты, и то только потому, что, возможно, так и не нашелся какой-нибудь
безумный стоматолог, который бы наполнил мой рот железом.
Когда мне было приблизительно
девять лет, родители развелись. К тому времени уже родился мой брат, это было невыносимое
и плаксивое создание, к которому я не чувствовала абсолютно ничего. Мать
проводила дни плача, так как отец ушел из дома и объявлялся время от времени,
шепотом ссорясь с ней. Она тогда плакала еще больше, хотя больше всего плакал
мой брат, а я сбегала домой к Малене. Кроме нее, ничто не имело значения, ничто
не существовало за пределами мира, созданного нами для нас двоих.
Однажды утром мать объявила,
что мы переезжаем в Россию. Я впала в абсолютно подавленное состояние;
состояние, которое с тех пор стало определять все переломные моменты в моей
жизни. Онемевшая, я полностью потеряла волю к жизни и застыла в прострации.
Грандиозные потрясения лишали меня почвы под ногами.
Не помню, какими были мои последние дни на Кубе. Помню
Малену, стоящую передо мной.
“Прощайтесь” - говорит моя мать, или может быть ее мать, или какой-то
другой взрослый человек. Мы смотрим друг
на друга. “Давайте уже, один поцелуй и пошли”. Мы все так же смотрим друг на
друга. Кто-то меня тащит к машине. Я двигаюсь как краб, боком, не отрывая от
неё своего взгляда, и вижу ее взгляд,
прикованный ко мне.
Москва, разнородный мир, переливающийся тысячами оттенков,
где сходятся все грани русской природы, все противоречия между отсталостью и
прогрессом, священным и языческим, между Европой и Азией. Этот город с
лабиринтом бесчисленных лиц, сто раз сожжённый и заново возрожденный со
смиреной стойкостью, был уникальным набором волшебства, славы и тоски. Ночное
небо Москвы было окрашено красным, это небо над самой красной из всех площадей,
ее воздух навечно затуманен лозунгами, а мужчины напивались и плакали как
женщины. Тревожные женщины в этом городе бежали, чтобы успеть на последнюю
электричку, а еще были старики, дети, собаки, церкви, рынки, цыгане, гостиницы,
старушки в платочках, запах квашеной капусты и гвоздик.
Москва встретила Алю
на железнодорожной станции Белорусская. Она подхватила ее с безразличием реки, несущей
толпы приезжающих по своим артериям. Аля чувствовала себя ничтожной перед таким
величием. Она содрогнулась и почувствовала на губах вкус слез. Из открытого
окна, над шумом машин и столпотворением
людей, раздавалась песня:
Ходят кони над рекою
Ищут кони водопою
К речке не идут -
Больно берег крут
Ищут кони водопою
К речке не идут -
Больно берег крут
Аля глотала слезы вперемешку с московским дымным воздухом, со звуками песни, с копотью города. В первый
раз в своей жизни она ощутила себя русской до мозга костей, ощутила себя дома.
Ее кровь откликнулась и застучала в висках, почувствовав зов Родины, и сердце
не вмещалось в груди. Ей хотелось закричать, упасть на колени, и в каком-то
экстазе целовать землю, ЕЕ землю.
Эрнесто мне написал, чтобы я ехала прямиком в посольство, в этот уголок Кубы в самом сердце Москвы. Он
меня принял, сияя своей белоснежной улыбкой на смуглом лице, показал служебные
помещения и познакомил меня с некоторыми сослуживцами.
Затем мы пообедали, это была кубинская национальная еда:
рис, чёрная фасоль и жареная свинина с пивом. У меня закружилась голова. Вокруг
меня говорили по-испански; на стене висел огромный плакат с изображением Варадеро,
ослепительный пляж; обильно приправленная еда и быстрая музыка: все это
вызывало очень болезненные отголоски в памяти.
Эрнесто мне рассказал о моем отце и о Гаване, смеялся, задавал вопросы, не ожидая на них ответов, пил
пиво большими глотками, и мне казалось, что от него пахнет солнцем, пальмами и каким-то
сладким тропическим фруктом, название которого я не помнила.
Позже он привёл меня к себе в квартиру, где нас ждала его
жена Яра, маленькая женщина с индейской кровью, невозможно чёрными волосами и раскосыми,
все время улыбающимися глазами. Мне поставили кубинскую музыку, показали
фотографии и открытки, они танцевали, пили коктейль со странным названием
Дайкири, который готовил Эрнесто, и чёрный кофе, который заваривала Яра. Они
вызывающе двигались, целовались и смеялись, приглашая меня танцевать, в то
время как я смотрела на них, сидя на диване, и пыталась улыбаться.
Той ночью в их совсем кубинском доме я плакала, глядя в окно
на самый русский город в мире. Я чувствовала себя разделённой на две
непримиримые части, две противоборствующие половинки, и это было несовместимое и беспощадное сочетание.
Комментарии
Отправить комментарий